К материнству все подходят с разной ресурсностью. На это влияет многое:
— Есть ли своё жильё?
— Поддерживает ли муж?
— Есть ли бабушки, которые будут помогать?
— Какой доход семьи? И накопленный психологический багаж.
Устанавливая границы, родителям приходится что-то запрещать ребёнку:
— Нельзя пить из лужи
— Нельзя есть с пола
— Нельзя вилку в розетку
— Купать телефон в унитазе
— Бить сестру, толкать соседа
— Кусать обидчика, плевать в него.
— Брать без разрешения
— Бежать на дорогу.
Привет, детская фрустрация. Пережить нытьё, рыдания, валяния колбаской в свежевыстиранном и крики: «Ты плохая! Ты меня не любишь! И я тебя не люблю!» — не просто. «Просто» установить границы совсем не просто: на постсоветском пространстве не так давно узнали, что они вообще существуют. Если наши мамы не жаловались, это не значит, что им всё нравилось. У тех, кто уже установил границы с ребенком, обычно в целом положительный опыт: им хватило ресурсов, чтобы это сделать. Не стоит осуждать тех, кто «не справился».
Чтобы определить свои границы, ответьте на вопросы:
- 1. Что важно лично для меня? Важно понять и дать самой себе право на это. Вы не делаете что-то важное для себя самой не потому, что слишком заняты или кто-то запретил, вы сами себе не позволяете.
- 2. Как со мной можно поступать, а как нельзя? Уважительное отношение, границы тела, личных вещей — норма. Для ребёнка поясните, что «можно» и «нельзя» с вами делать. Обговорите линию поведения с «нарушителями» этих правил. Это поможет вам увереннее объяснить ребенку, что: бить маму, тянуть кожу, кусать и щипать нельзя, мама ходит в уборную и кушает в одиночестве, маме нужно время на отдых, сон и свои занятия, повышать голос и грубить не допустимо как и входить без стука в спальню, учиться ждать, соблюдать правила и очередность — нормально.
Цель установления границ — обеспечить безопасность ребёнка, научить правильному поведению и социальным навыкам, а не превратить жизнь ребёнка в череду запретов и страха самостоятельности.